Исследование взаимосвязи между теплопроводностью призматических литий-ионных аккумуляторов и состоянием заряда (SOC)
Литий-ионные аккумуляторы, как тип перезаряжаемого источника питания, широко используются в электромобилях (EV) и гибридных электромобилях (HEV) из-за их высокой плотности, низкой скорости саморазряда и длительного срока службы. Однако литий-ионные аккумуляторы также имеют свои ограничения. Количество тепла, используемого во время процессов зарядки и разрядки, может привести к повышению температуры аккумулятора. В частности, при высоких скоростях заряда-разряда и высоких рабочих температурах это может привести к быстрой деградации емкости и даже к разгоранию аккумулятора. Поэтому были тщательно исследованы различные типы систем терморегулирования аккумулятора (BTMS) для поддержания температуры аккумулятора в различных рабочих температурах от 25 ℃ до 40 ℃ и поддержания температуры внутри аккумуляторного блока ниже 5 ℃. Важное замечание: теплопроводность аккумулятора является теплофизическим свойством, используемым для проектирования BTMS, влияющим как на структурное освещение, так и на температурное отключение.
В настоящее время методы испытания теплопроводности призматических батарей в основном относятся к категориям: дополнительный расчет и прямое измерение. Методы дополнительных расчетов включают в себя, среди прочего, методы исследования и моделирования климатических сетей. Эти методы упрощают батарею до более легко извлекаемой модели и определяют эквивалентную теплопроводность батареи на основе теплофизических свойств ее компонентов и материалов [1] . Однако расчеты универсальности и точности моделей часто допускают изменения из-за внутренней сложности структуры батареи, изменения граничных условий системы и изменения характеристик материала батареи. Такой подход к использованию теплопроводности батарей с использованием соответствующих приборов является более безопасным и эффективным.
В данной статье представлен двухпозиционный тестер тепловых параметров от Zeal Instrument, который теперь обеспечивает теплопроводность призматической литий-ионной батареи литий-железо-фосфатной емкости 280 А·ч без повреждения батареи (как показано на рисунке 1). Тест получает параметры теплопроводности батареи в плоскости и через плоскость при различных состояниях заряда (SOC). Результаты необходимы для проверки аккумуляторных тепловых моделей, оптимизации конструкции батареи и повышения производительности системы BTMS.
Рисунок 1: 01# Батарея с черной краской (слева) и схема установки (справа)
Экспериментальные результаты
Рисунок 2: Функция погрешности параметров обратного расчета для батарей 01# (слева) и 02# (справа) при 0% SOC
Рисунок 3: Функция погрешности параметров обратного расчета для батарей 01# (слева) и 02# (справа) при 25% SOC
Рисунок 4: Функция погрешности параметров обратного расчета для батарей 01# (слева) и 02# (справа) при 50% SOC
Рисунок 5: Функция погрешности параметров обратного расчета для батарей 01# (слева) и 02# (справа) при 100% SOC
Таблица 1: Сводка результатов для тепловых параметров
Номер образца |
СОК/% |
Теплопроводность ламинатов в плоскости kx |
Теплопроводность ламинатов через плоскость kz |
Коэффициент теплопередачи между ламинатами и корпусом (большая поверхность) hx |
Коэффициент теплопередачи между ламинатами и корпусом (охлаждающая поверхность) hc |
Общая эквивалентная теплопроводность в плоскости kinUni |
Общая эквивалентная сквозная теплопроводность kcrUni |
01# | 0 | 22.77 | 1.54 | 423.49 | 4463.00 | 23.79 | 4.92 |
02# | 0 | 24.05 | 1.26 | 463.28 | 4290.80 | 25.06 | 4.67 |
01# | 25 | 26.75 | 1.85 | 314.29 | 3549.60 | 23.62 | 5.08 |
02# | 25 | 26.76 | 1.42 | 331.41 | 2982.90 | 24.05 | 4.64 |
01# | 50 | 23.29 | 1.61 | 385,66 | 4244.60 | 23.48 | 4.96 |
02# | 50 | 23.94 | 1.52 | 394.50 | 4113.40 | 23.97 | 4.87 |
01# | 100 | 25.26 | 1.59 | 416.51 | 3839.60 | 25.02 | 4.90 |
02# | 100 | 22.83 | 1.77 | 436.89 | 4730.40 | 24.01 | 5.14 |
Примечание: 1. Общее эквивалентное условие теплопроводности в плоскости: нагрев батареи с нижним жидкостным охлаждением; 2. Общее эквивалентное условие теплопроводности через плоскость: нагрев батареи; 3. Единица теплопроводности — Вт/(м·К), единица коэффициента теплопередачи — Вт/(м²·К).
Рисунок 6: Изменение анизотропной теплопроводности слоистой структуры (слева) и эквивалентной теплопроводности ячейки (справа) в зависимости от SOC
Как было представлено ранее, двухрежимный тестер тепловых параметров TCA 2SC-080 вычисляет теплопроводность в плоскости и через плоскостность внутренней ламинированной структуры, коэффициенты теплопередачи между ламинированной структурой и корпусом большой поверхности, а также между ламинированной структурой и нижним (охлаждающей поверхностью) корпусом батареи с помощью инфракрасной батареи. термографии и инверсии моделей теплопередачи в одном тесте. Он также обеспечивает эквивалентную теплопроводность в плоскости и через плоскость элемента батареи.
Из Таблицы 1 и Рисунка 6 можно заметить, что теплопроводность в плоскости внутренней слоистой структуры литий-железо-фосфатной батареи емкостью 280 А·ч составляет от 22 до 27 Вт/(м·К), теплопроводность через плоскость составляет от 1,2 до 1,8 Вт/(м·К). Эквивалентная теплопроводность в плоскости ячейки батареи составляет примерно от 23 до 25 Вт/(м·К), а эквивалентная теплопроводность через плоскость составляет от 4,6 до 5,2 Вт/(м·К). Кроме того, не наблюдается существенных изменений теплопроводности призматической литий-железо-фосфатной батареи при различных состояниях заряда (SOC), что согласуется с соответствующей литературой [2] .
Заключение
В данной статье использован двухрежимный тестер тепловых параметров TCA 2SC-080 от Hangzhou Zeal Instrument Co., Ltd. для проведения неразрушающих испытаний теплопроводности призматической получения литий-ионной батареи литий-железо-фосфата емкостью 280 А·ч, для теплопроводности в плоскости и через плоскость. . . и другие теплофизические параметры при различных SOC. Результаты показывают, что нет корреляции между теплопроводностью призматической литий-железо-фосфатной батареи и ее SOC. Эти результаты необходимы для проверки аккумуляторных тепловых моделей и оптимизации конструкции, безопасности батареи и производительности системы BTMS.
Ссылки
[1] Цуй Сифэн, Чжан Хунлян, Гун Ян и др. Теплофизические свойства квадратных литий-ионных аккумуляторов с твердой оболочкой [J]. Цветные металлы, 2019, 29(12): 2747-2756. DOI: 10.19476/j.ysxb.1004.0609.2019.12.07.
[2] Ковачев Г., Астнер А., Гстрейн Г. и др. Теплопроводность старых литий-ионных элементов при различных условиях сжатия и состояниях заряда [J]. Аккумуляторы, 2021, 7(3): 42.